Необходимость и количество заказов на оценку прав использования товарных знаков ежегодно возрастает в связи с усилением роли товарных знаков и знаков обслуживания в стратегическом управлении интеллектуальной собственностью и бизнеса в целом, популяризацией такого вида финансовых услуг как франчайзинг. Категория потребителей, реагирующих на громкое имя, на узнаваемый вид оформления довольно значительна. На новые же товары/услуги, пусть даже имеющие какие-то улучшенные качества, потребители реагируют недоверчиво. Поэтому франчайзи готов платить порой немалые суммы за возможность работать в условиях определенности при отлаженных вопросах организации производства и реализации товаров и услуг.

Специфика проектов по оценке прав использования товарных знаков для заключения договоров франчайзинга, концессии заключается в решении проблемы определения адекватного уровня платы за товарный знак при заключении договоров, формирования ее соотношения к среднерыночному уровню, так как франчайзеру необходимо обеспечить уровень рентабельности не ниже, чем он получает от работы собственных точек, а франчази вряд ли согласится работать на условиях, при которых всю полученную прибыль необходимо будет отдавать в качестве платы за право пользованием товарным знаком.

Наиболее интересным и знаковым проектом специалистов ООО "СТРЕМЛЕНИЕ" в обозначенной области оценочных работ является оценка прав использования группы однородных товарных знаков "ЛУКОЙЛ", передаваемых ОАО "ЛУКОЙЛ" по договорам коммерческой концессии организациям нефтепродуктообеспечения Группы "ЛУКОЙЛ" и организациями нефтепродуктообеспечения Группы "ЛУКОЙЛ" по договорам коммерческой субконцессии третьим лицам, осуществляющим деятельность в Российской Федерации.

Для успешного выполнения задания специалистами ООО "СТРЕМЛЕНИЕ" был проанализирован значительный объем информации по отрасли розничной реализации нефтепродуктов как в целом в России, так и отдельно по 62 регионам присутствия ОАО "ЛУКОЙЛ", собраны данные по основным участникам рынка. В ходе работ специалисты ООО "СТРЕМЛЕНИЕ" сталкивались с рядом проблем:

  • отсутствием регламентированной методологии по проведению оценочных работ по определению прав использования товарных знаков.

Оценщиками Компании была сформулирована логика проведения работ по анализу информации, разработана методология проведения оценочных расчетов, включающая анализ всех известных методов определения стоимости нематериальных активов.

  • Отсутствие четкой методологической рекомендации относительно разделения дополнительной прибыли от использования товарных знаков между концедентом и концессионером.

Были проанализированы вклады каждой из сторон в формировании дополнительных выгод, нормативные документы, существующая практика договоров и сделаны соответствующие выводы. На основе результатов оценки, выполненной нашей Компании, ОАО "ЛУКОЙЛ" установил годовую стоимость использования франшизы на одной АЗС/АЗК при заключении договоров коммерческой концессии и субконцессии.

Наш отчет был согласован и одобрен Главным управлением координации сбыта нефтепродуктов и Главным управлением казначейства и корпоративного финансирования ОАО "ЛУКОЙЛ". 

05 августа 2021